Четверг, 21.11.2019, 21:24
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Регистрация | Вход
Меню сайта
Библиотека ТСЖ

>

Реклама на сайте

Создайте себе сайт




Баннер


 


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0





Главная » 2011 » Март » 30 » Доклад председателя президиума Ростовской Ассоциации ТСЖ С.А. Атаманенко
20:41
Доклад председателя президиума Ростовской Ассоциации ТСЖ С.А. Атаманенко
Совместное заседание правления  Консультативного Совета общественных объединений и органов местного самоуправления Ростова-на-Дону и Палаты политических партий и общест­венно-политических движений Консультативного Совета с участием Мэра города Ростова-на-Дону.
 
Уважаемый Михаил Анатольевич!
Уважаемые члены Консультативного Совета!
 
Свое выступление начну с риторического вопроса «Кто главный в жилищно-коммунальном хозяйстве?»
Однозначно – потребитель, т.е. собственник и наниматель жилого помещения. Он заказывает услуги, он оплачивает их, он же должен контролировать их исполнение. Для этого имеется нормативно-правовая  база.
Однако, в реальности не все так просто.
Во-первых, монополисты - предприятия  коммунального комплекса диктуют потребителю свои условия предоставления коммунальных услуг, управляющие организации свои условия оказания жилищных услуг.
В результате собственник остается один со своими проблемами.
Во вторых, в большинстве случаев собственник не умет и не знает, как правильно пользоваться своими правами потребителя жилищно- коммунальных услуг. 
Год назад в марте 2010 г в Ростове был проведен социологический опрос на тему «Мнение жителей областного центра о качестве, проблемах и перспективах жилищно-коммунального обслуживания».
В 2009 году Ростовская ассоциация совместно со специалистами Южного федерального университета реализовали президентский грант «Формирование эффективного собственника и самоорганизация жителей в многоквартирном доме».
Результаты исследований свидетельствуют о низком уровне информированности горожан о проводимой в последние годы в нашей стране реформе ЖКХ. Не более 1/3 ростовчан «хорошо» или «в основных чертах» знают об этой реформе.
Ещё более низкая степень осведомленности выявлена в результате анализа ответов на «открытый» вопрос о конкретном содержании основных направлений реформы ЖКХ. В этом случае уже 1/2 (половина) жителей Ростова не смогли дать информативный ответ на поставленный вопрос.
Среди тех содержательных принципов реформы, которые респонденты смогли указать, в количественном отношении выделяются следующие позиции: переход на новую систему оплаты ЖКУ; создание ТСЖ и управляющих компаний; выделение бюджетных средств для проведения капитального ремонта многоквартирных домов.
Респондентам предлагалось оценить обеспечение жилищно- коммунальными услугами жителей города по простой шкале «удовлетворяет - не удовлетворяет».
Основное недовольство выказали проживающие в многоквартирных домах (73-76%). Выявлены существенные различия в уровне недовольства жильцов домов с управляющей компанией (84% недовольных) и домов - ТСЖ (45%).
Ответы жильцов домов с управляющей компанией на вопрос: «На Ваш взгляд, как изменилось качество жилищно-коммунальных услуг после перехода на такую форму управления домами, как управляющая организация?», были такими: улучшение отметило меньшинство -21%, ухудшение - 38%, остальные не смогли зафиксировать изменения в ту или иную стороны.
Более определенными выглядят ответы жильцов, проживающих в ТСЖ. На аналогично поставленный вопрос были получены следующие ответы: значительно влияет - 44%, мало влияет - 30%, не влияет - 14%, затруднились ответить - 12%.
В многоквартирном доме наибольшее значение имеет поведение частного коллективного собственника, эффективно управляющего общим имуществом, предъявляющего организованный спрос на жилищные и коммунальные услуги.
Жильцам многоквартирного дома необходимо совместно выстраивать цивилизованные договорные отношения с бизнесом, действующим в сфере предоставления жилищных и коммунальных услуг, и защищать свои интересы.
Однако именно задача реформы ЖКХ по формированию эффективных коллективных собственников в многоквартирных домах оказалась одной из самых сложных. Несмотря на создаваемые с 1994 г. условия для образования товариществ собственников жилья (ТСЖ) как организационно-правовой формы функционирования коллективного собственника многоквартирного дома, товарищество так и не стало преобладающим способом управления жилым фондом.
Без формирования эффективного коллективного собственника, способного сорганизовывать свои интересы и действия, создать систему управления объектом собственности и несущего бремя собственности, а также и эффективно использующего эту собственность, успех рыночного реформирования жилищно-коммунального комплекса России невозможен.
Без возникновения института эффективного собственника жилья, предъявляющего организованный спрос на рынке жилищных и коммунальных услуг, невозможно и развитие конкуренции среди поставщиков услуг, нет стимулов для внедрения ресурсосберегающих и повышающих комфортность жилья технологий.
Эффективный собственник в многоквартирном доме - это собственник жилья, несущий бремя собственности как необходимости текущих и капитальных расходов по содержанию личного и общедомового имущества, эффективно использующий свою собственность в качестве источника настоящих или будущих рентных доходов и способный к соорганизации своих интересов и действий с другими собственниками в МКД.
Товарищество собственников жилья - самая известная на сегодняшний день форма самоорганизации жильцов многоквартирного дома.
Однако, как показывает практика, не все собственники готовы нести такое бремя, а многие еще и не понимают всей ответственности, определенной жилищным кодексом для собственников жилых помещений.
Многие по старинке надеются на эксплуатирующие организации и властные органы.
Таким образом, главной  задачей органов муниципальной  власти, общественных организаций и объединений жителей является разъяснение основных положений жилищно-коммунальной реформы и обучение основам жилищно-коммунального законодательства.
Для того, чтобы население могло правильно оценить свои права и обязанности в получении и оплате жилищно-коммунальных услуг, необходимо наличие минимальных правовых знаний.
В этом направлении многое делается и Департаментом ЖКХ и Ассоциацией ТСЖ. Организованы учебные курсы для председателей ТСЖ.
Нами разработан курс с использованием интернет-технологий  дистанционного обучения собственника жилья, председателя и бухгалтера ТСЖ, издаются информационно- методические материалы, проводятся тематические семинары.
Однако, этого недостаточно.
Можно было бы выпускать в Ростове газету, полностью посвященную вопросам ЖКХ. Например, «Вестник ЖКХ» или «Путеводитель по ЖКХ»  в которой специалисты давали комментарии по злободневным проблемам, публиковалась положительная и критическая информация о деятельности ТСЖ и УК, и т.д.
Ассоциация готова принять участие в организации общественной приемной по защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг. В такой приемной моги бы работать студенты- юристы старших курсов. Для них это отличная практика, приобретение опыта работы в жилищно-коммунальной сфере. Нам очень не хватает высоко классных юристов в области ЖКХ.
Ассоциация подготовила пакет документов по организации работы Третейского суда в области ЖКХ. Осталось только убедить поставщиков коммунальных ресурсов и управляющие организации включить в договор третейскую оговорку.
В чем же причина слабого развития самоорганизации собственников жилья?
На практике реальные стимулы, прежде всего экономические, для создания ТСЖ формируются чрезвычайно медленно, а бюрократические или формальные барьеры растут быстро.
Вот уже более года на согласовании находятся изменения в постановление № 300 от 22 апреля 2009  «Об утверждении долгосрочной городской целевой программы  «Создание условий для управления многоквартирными домами на территории города Ростова-на-Дону в 2007 – 2011 годах».
Через 9 месяцев 2011 год закончится.
22 февраля вами, Михаил Анатольевич, подписано постановление № 105 «Об утверждении Порядка предоставления жителям города Ростова-на-Дону  адресной социальной выплаты в связи с необходимостью соблюдения предельного индекса изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в 2011 году».
Хорошее, своевременное постановление, но создающее ни кому не нужные трудности. Трудности,  которые все равно будут успешно в дальнейшем преодолены. 
Главный недостаток постановления – неоднозначное его трактование.
В некоторых учреждениях социальной защиты договорились до того, что согласно приведенных в постановлении формул не бюджет должен финансово помочь гражданам в покрытии роста тарифа, а граждане должны будут еще доплатить.  
Другой недостаток -  отсутствие на сегодняшний день единой для всех электронной формы подачи начисленных сумм.  В ТСЖ программистов нет. Если преследовалась другая цель - заставить всех заключить договор с  ЕРКЦ или ИВЦ, то делать это надо не так.
Нездоровый ажиотаж,  непонимание сути документа подтолкнуло некоторых председателей ТСЖ собирать подписи под обращением в прокуратуру, губернатору. Кому это надо?
Следующая проблема   пресловутые коэффициенты на коммунальные услуги. Одним из основных нормативных документов, регламентирующих условия оказания и оплаты ЖКУ является  Постановление Правительства РФ № 307  «О порядке оказания коммунальных услуг гражданам», утвердившее «Правила предоставления услуг гражданам».
Точно знают о существовании этого документа 16% ростовчан, что-то слышали 36% респондентов. То есть хорошо информированных пользователей услуг меньшинство - один из 6-7 горожан. Хуже осведомлены молодые ростовчане (10%), чем респонденты среднего и старшего возрастов (17-19%).
Однако о необходимости перерасчета оплаты за недопоставленные услуги хорошо информировано уже большинство (57%). И об этом хуже осведомлена молодежь (39%), чем среднее и старшее поколения (62-64%).
С необходимость перерасчета за недопоставленные услуги сталкивалось не менее 22% респондентов; реже - в частных домах (14%), чаще всего -в многоквартирных домах с управляющей организацией (28%).
Но никто не обращает внимание на причину возникновения необходимости перерасчета.
Например. В наших домах еще много квартирных электосчетчиков класса 2,5, выпущенных 70-80 годах прошлого века с номинальным током 5-20 А. Средний срок службы таких приборов учета, согласно паспортным данным заводов-изготовителей до 30 лет. Интервал между метрологическими поверками составляет 8-16 лет в зависимости от модификации счетчика.
С 1 июля 1997 г. запрещен выпуск  этих электросчетчиков. Они должны быть заменены современными счетчиками класса точности не ниже 2,0 с увеличенными токами нагрузки.
Кто из жильцов задумывался над этим вопросом, сдавал счетчик на проверку или добровольно заменил счетчик. Единицы.
Если сюда еще добавить старую общедомовую электропроводку, скрутки, воровства и т.д. Все это влияет на величину коэффициента, так как общедомовой электросчетчик стоит  современный.
Но, кто на это обращает внимание?
Отсюда вытекает очередная проблема - проведение капитального ремонта многоквартирного дома.
Не  все многоквартирные дома попали в федеральную программу софинансирования капитального ремонта. Однако капитальный ремонт все-таки необходимо проводить.
Сегодня  много идет разговоров о кредитовании капремонта. Некоторые финансовые учреждения готовы оказать социальную помощь – выдать кредит ТСЖ  на 5 лет под 10 % годовых, при условии, что капитальный ремонт будет проведен комплексный с учетом энергоэффективности и энергосбережения.
Но председатель правления и члены ТСЖ должны четко представлять на каких условиях и каким механизмом будет покрываться кредитная ставка.
Многочисленные публикации, появляющиеся в средствах массовой информации в последнее время, отражают общее настороженное, даже негативное отношение населения к созданию товариществ.
Жители видят в них не способ самоорганизации для решения общих проблем управления жилищным фондом, а очередную уловку властей с целью переложить бремя заботы о жилье на плечи граждан. К сожалению, очень часто подобные опасения сбываются, что отнюдь не способствует созданию новых ТСЖ. 
Сюда можно отнести не возврат подвальных, полуподвальных помещений, техэтажей, в которых проходят инженерные коммуникации с запорной арматурой, перевод жилых помещений в нежилые без согласия всех  собственников многоквартирного дома.
Одной из задач жилищно-коммунальной реформы, состоит не только в том, чтобы способствовать демонополизации предоставления услуг по управлению многоквартирными домами, но и в том, чтобы развивать чувство ответственности за свое жилье.
Уже на стадии организации ТСЖ возникают многочисленные трудности:
1) отсутствие системной информации о приватизированных квартирах;
2) разнородная структура жильцов многоквартирных домов (собственники и наниматели, малоимущие и с достатком и т.д.);
3) трудности при подготовке документов для регистрации ТСЖ: паспорта домовладения старого образца не содержат необходимых сведений; отсутствуют правоустанавливающие документы всех домовладельцев - собственников помещений в многоквартирном доме (не все собственники обращаются в БТИ для регистрации); отсутствуют документы, устанавливающие границы земельных участков.
Также мешает созданию ТСЖ тот факт, что оформление всех необходимых документов занимает большое количество времени и требует значительных финансовых затрат.
Поскольку большинство населения, не владея полнотой информации о системе ЖКХ, считает управление жильем прерогативой «очень специальных» структур, именно преодоление стереотипа «сверхсложности» управления может стать толчком для инноваций в этой сфере. 
 
Благодарю за внимание!
Просмотров: 367 | Добавил: direktor | Рейтинг: 0.0/0
Сайт создан в системе uCozРАТСЖ    © 2019   Разработка и сопровождение Инфоцентр ЖКХ