20:41 Доклад председателя президиума Ростовской Ассоциации ТСЖ С.А. Атаманенко | |
Совместное
заседание правления Консультативного Совета общественных объединений и органов
местного самоуправления Ростова-на-Дону и Палаты политических партий и общественно-политических
движений Консультативного Совета с участием Мэра города Ростова-на-Дону.
Уважаемый Михаил Анатольевич!
Уважаемые члены Консультативного Совета!
Свое выступление начну с риторического
вопроса «Кто главный в жилищно-коммунальном хозяйстве?»
Однозначно – потребитель, т.е. собственник
и наниматель жилого помещения. Он заказывает услуги, он оплачивает их, он же
должен контролировать их исполнение. Для этого имеется нормативно-правовая база.
Однако, в реальности не все так просто.
Во-первых, монополисты - предприятия коммунального комплекса диктуют потребителю
свои условия предоставления коммунальных услуг, управляющие организации свои
условия оказания жилищных услуг.
В результате собственник остается один со
своими проблемами.
Во вторых, в большинстве случаев
собственник не умет и не знает, как правильно пользоваться своими правами
потребителя жилищно- коммунальных услуг.
Год назад в марте 2010 г в Ростове был
проведен социологический опрос на тему «Мнение жителей областного центра о
качестве, проблемах и перспективах жилищно-коммунального обслуживания».
В 2009 году Ростовская ассоциация совместно
со специалистами Южного федерального университета реализовали президентский
грант «Формирование эффективного собственника и самоорганизация жителей в многоквартирном
доме».
Результаты исследований свидетельствуют о
низком уровне информированности горожан о проводимой в последние годы в нашей
стране реформе ЖКХ. Не более 1/3 ростовчан «хорошо» или «в основных чертах»
знают об этой реформе.
Ещё более низкая степень осведомленности
выявлена в результате анализа ответов на «открытый» вопрос о конкретном
содержании основных направлений реформы ЖКХ. В этом случае уже 1/2 (половина) жителей Ростова не смогли
дать информативный ответ на поставленный вопрос.
Среди тех содержательных принципов реформы,
которые респонденты смогли указать, в количественном отношении выделяются
следующие позиции: переход на новую систему оплаты ЖКУ; создание ТСЖ и
управляющих компаний; выделение бюджетных средств для проведения капитального ремонта
многоквартирных домов.
Респондентам предлагалось оценить
обеспечение жилищно- коммунальными услугами жителей города по простой шкале
«удовлетворяет - не удовлетворяет».
Основное недовольство выказали проживающие
в многоквартирных домах (73-76%). Выявлены существенные различия в уровне
недовольства жильцов домов с управляющей компанией (84% недовольных) и домов -
ТСЖ (45%).
Ответы жильцов домов с управляющей
компанией на вопрос: «На Ваш взгляд, как изменилось качество
жилищно-коммунальных услуг после перехода на такую форму управления домами, как
управляющая организация?», были такими: улучшение отметило меньшинство -21%,
ухудшение - 38%, остальные не смогли зафиксировать изменения в ту или иную
стороны.
Более определенными выглядят ответы
жильцов, проживающих в ТСЖ. На аналогично поставленный вопрос были получены
следующие ответы: значительно влияет - 44%, мало влияет - 30%, не влияет - 14%,
затруднились ответить - 12%.
В многоквартирном доме наибольшее значение
имеет поведение частного коллективного собственника, эффективно управляющего
общим имуществом, предъявляющего организованный спрос на жилищные и коммунальные
услуги.
Жильцам многоквартирного дома необходимо
совместно выстраивать цивилизованные договорные отношения с бизнесом,
действующим в сфере предоставления жилищных и коммунальных услуг, и защищать
свои интересы.
Однако именно задача реформы ЖКХ по
формированию эффективных коллективных собственников в многоквартирных домах
оказалась одной из самых сложных. Несмотря на создаваемые с 1994 г. условия для
образования товариществ собственников жилья (ТСЖ) как организационно-правовой формы
функционирования коллективного собственника многоквартирного дома, товарищество
так и не стало преобладающим способом управления жилым фондом.
Без формирования эффективного коллективного
собственника, способного сорганизовывать свои интересы и действия, создать
систему управления объектом собственности и несущего бремя собственности, а
также и эффективно использующего эту собственность, успех рыночного реформирования
жилищно-коммунального комплекса России невозможен.
Без возникновения института эффективного
собственника жилья, предъявляющего организованный спрос на рынке жилищных и
коммунальных услуг, невозможно и развитие конкуренции среди поставщиков услуг,
нет стимулов для внедрения ресурсосберегающих и повышающих комфортность жилья технологий.
Эффективный собственник в многоквартирном
доме - это собственник жилья, несущий бремя собственности как необходимости
текущих и капитальных расходов по содержанию личного и общедомового имущества,
эффективно использующий свою собственность в качестве источника настоящих или
будущих рентных доходов и способный к соорганизации своих интересов и действий
с другими собственниками в МКД.
Товарищество собственников жилья - самая
известная на сегодняшний день форма самоорганизации жильцов многоквартирного
дома.
Однако, как показывает практика, не все
собственники готовы нести такое бремя, а многие еще и не понимают всей
ответственности, определенной жилищным кодексом для собственников жилых
помещений.
Многие по старинке надеются на
эксплуатирующие организации и властные органы.
Таким образом, главной задачей органов муниципальной власти, общественных организаций и
объединений жителей является разъяснение основных положений жилищно-коммунальной
реформы и обучение основам жилищно-коммунального законодательства.
Для того, чтобы население могло правильно
оценить свои права и обязанности в получении и оплате жилищно-коммунальных услуг,
необходимо наличие минимальных правовых знаний.
В этом направлении многое делается и Департаментом
ЖКХ и Ассоциацией ТСЖ. Организованы учебные курсы для председателей ТСЖ.
Нами разработан курс с использованием
интернет-технологий дистанционного обучения
собственника жилья, председателя и бухгалтера ТСЖ, издаются информационно-
методические материалы, проводятся тематические семинары.
Однако, этого недостаточно.
Можно было бы выпускать в Ростове газету,
полностью посвященную вопросам ЖКХ. Например, «Вестник ЖКХ» или «Путеводитель
по ЖКХ» в которой специалисты давали
комментарии по злободневным проблемам, публиковалась положительная и критическая
информация о деятельности ТСЖ и УК, и т.д.
Ассоциация готова принять участие в
организации общественной приемной по защите прав потребителей
жилищно-коммунальных услуг. В такой приемной моги бы работать студенты- юристы
старших курсов. Для них это отличная практика, приобретение опыта работы в
жилищно-коммунальной сфере. Нам очень не хватает высоко классных юристов в
области ЖКХ.
Ассоциация подготовила пакет документов по
организации работы Третейского суда в области ЖКХ. Осталось только убедить
поставщиков коммунальных ресурсов и управляющие организации включить в договор
третейскую оговорку.
В чем же причина
слабого развития самоорганизации собственников жилья?
На практике
реальные стимулы, прежде всего экономические, для создания ТСЖ формируются
чрезвычайно медленно, а бюрократические или формальные барьеры растут быстро.
Вот уже более года на
согласовании находятся изменения в постановление № 300 от 22 апреля 2009 «Об утверждении долгосрочной городской целевой
программы «Создание условий для
управления многоквартирными домами на территории города Ростова-на-Дону в 2007
– 2011 годах».
Через 9 месяцев
2011 год закончится.
22 февраля вами,
Михаил Анатольевич, подписано постановление № 105 «Об утверждении Порядка
предоставления жителям города Ростова-на-Дону
адресной социальной выплаты в связи с необходимостью соблюдения
предельного индекса изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в
2011 году».
Хорошее,
своевременное постановление, но создающее ни кому не нужные трудности. Трудности, которые все равно будут успешно в дальнейшем
преодолены.
Главный недостаток
постановления – неоднозначное его трактование.
В некоторых
учреждениях социальной защиты договорились до того, что согласно приведенных в
постановлении формул не бюджет должен финансово помочь гражданам в покрытии
роста тарифа, а граждане должны будут еще доплатить.
Другой недостаток -
отсутствие на сегодняшний день единой
для всех электронной формы подачи начисленных сумм. В ТСЖ программистов нет. Если преследовалась
другая цель - заставить всех заключить договор с ЕРКЦ или ИВЦ, то делать это надо не так.
Нездоровый
ажиотаж, непонимание сути документа
подтолкнуло некоторых председателей ТСЖ собирать подписи под обращением в
прокуратуру, губернатору. Кому это надо?
Следующая проблема – пресловутые коэффициенты на коммунальные
услуги. Одним из основных нормативных документов, регламентирующих условия
оказания и оплаты ЖКУ является Постановление
Правительства РФ № 307 «О порядке
оказания коммунальных услуг гражданам», утвердившее «Правила предоставления
услуг гражданам».
Точно знают о
существовании этого документа 16% ростовчан, что-то слышали 36% респондентов.
То есть хорошо информированных пользователей услуг меньшинство - один из 6-7
горожан. Хуже осведомлены молодые ростовчане (10%), чем респонденты среднего и
старшего возрастов (17-19%).
Однако о
необходимости перерасчета оплаты за недопоставленные услуги хорошо
информировано уже большинство (57%). И об этом хуже осведомлена молодежь (39%),
чем среднее и старшее поколения (62-64%).
С необходимость
перерасчета за недопоставленные услуги сталкивалось не менее 22% респондентов;
реже - в частных домах (14%), чаще всего -в многоквартирных домах с управляющей
организацией (28%).
Но никто не
обращает внимание на причину возникновения необходимости перерасчета.
Например. В наших
домах еще много квартирных электосчетчиков класса 2,5, выпущенных 70-80 годах
прошлого века с номинальным током 5-20 А. Средний срок службы таких приборов
учета, согласно паспортным данным заводов-изготовителей до 30 лет. Интервал
между метрологическими поверками составляет 8-16 лет в зависимости от
модификации счетчика.
С 1 июля 1997 г.
запрещен выпуск этих электросчетчиков.
Они должны быть заменены современными счетчиками класса точности не ниже 2,0 с
увеличенными токами нагрузки.
Кто из жильцов
задумывался над этим вопросом, сдавал счетчик на проверку или добровольно заменил
счетчик. Единицы.
Если сюда еще
добавить старую общедомовую электропроводку, скрутки, воровства и т.д. Все это
влияет на величину коэффициента, так как общедомовой электросчетчик стоит современный.
Но, кто на это
обращает внимание?
Отсюда вытекает
очередная проблема - проведение капитального ремонта многоквартирного дома.
Не все многоквартирные дома попали в федеральную
программу софинансирования капитального ремонта. Однако капитальный ремонт
все-таки необходимо проводить.
Сегодня много идет разговоров о кредитовании капремонта.
Некоторые финансовые учреждения готовы оказать социальную помощь – выдать кредит
ТСЖ на 5 лет под 10 % годовых, при
условии, что капитальный ремонт будет проведен комплексный с учетом
энергоэффективности и энергосбережения.
Но председатель
правления и члены ТСЖ должны четко представлять на каких условиях и каким
механизмом будет покрываться кредитная ставка.
Многочисленные публикации, появляющиеся в
средствах массовой информации в последнее время, отражают общее настороженное,
даже негативное отношение населения к созданию товариществ.
Жители видят в них не способ
самоорганизации для решения общих проблем управления жилищным фондом, а
очередную уловку властей с целью переложить бремя заботы о жилье на плечи
граждан. К сожалению, очень часто подобные опасения сбываются, что отнюдь не
способствует созданию новых ТСЖ.
Сюда можно отнести не возврат подвальных,
полуподвальных помещений, техэтажей, в которых проходят инженерные коммуникации
с запорной арматурой, перевод жилых помещений в нежилые без согласия всех собственников многоквартирного дома.
Одной из задач жилищно-коммунальной реформы,
состоит не только в том, чтобы способствовать демонополизации предоставления
услуг по управлению многоквартирными домами, но и в том, чтобы развивать
чувство ответственности за свое жилье.
Уже на стадии организации ТСЖ возникают
многочисленные трудности:
1) отсутствие системной информации о
приватизированных квартирах;
2) разнородная структура жильцов
многоквартирных домов (собственники и наниматели, малоимущие и с достатком и
т.д.);
3) трудности при подготовке документов для
регистрации ТСЖ: паспорта домовладения старого образца не содержат необходимых
сведений; отсутствуют правоустанавливающие документы всех домовладельцев - собственников
помещений в многоквартирном доме (не все собственники обращаются в БТИ для
регистрации); отсутствуют документы, устанавливающие границы земельных
участков.
Также мешает созданию ТСЖ тот факт, что
оформление всех необходимых документов занимает большое количество времени и
требует значительных финансовых затрат.
Поскольку большинство населения, не владея
полнотой информации о системе ЖКХ, считает управление жильем прерогативой
«очень специальных» структур, именно преодоление стереотипа «сверхсложности»
управления может стать толчком для инноваций в этой сфере.
Благодарю
за внимание!
| |
|